Содержание
Досудебный порядок урегулирования для арбитражных споров – это ряд шагов, которые предпринимают субъекты хозяйствования для того, чтобы разрешить без суда экономические споры и иные споры, которые касаются предпринимательской, хозяйственной деятельности.
Чаще всего предметом урегулирования для арбитражных споров выступают споры, связанные с нарушением обязанностей по договорам, причинением вреда, в том числе, убытков компании, индивидуальному предпринимателю, очернением их деловой репутации. Они же – и предметы досудебного урегулирования, когда дело до самого арбитражного суда не доходит.
Также в досудебном порядке нередко решаются конфликты коммерческих предприятий, компании с госорганами. Например, предметом спора может выступать уклонение местными органами власти от регистрации бизнеса в нужный срок. С досудебного порядка начинается и решение споров бизнесменов с налоговыми органами по поводу проверок.
Досудебный порядок урегулирования для арбитражных споров – это возможность урегулировать спор между сторонами самостоятельно. Результатом становится или нахождение компромисса, условия которого удовлетворяет обе стороны, или выполнение требований одной из сторон в добровольном порядке.
Переговорами, оформлением претензий может заниматься как сам бизнесмен, так и представляющий его интересы юрист.
Досудебное урегулирование не только позволяет сэкономить время, но и деньги. Не требуется возмещать судебные расходы, производить уплату госпошлины.
Нет и расходов, которые связаны с проведением всевозможных экспертиз. При судебном регулировании споров затраты на судебную экспертизу часто вливаются в «копеечку».
При досудебном разрешении спора негативные последствия для одной из сторон – максимально минимальные. В отличие от судебного урегулирования не нужно ожидать таких неприятных процедур, как, например, арест на счета и имущество.
Какие правила и статья применяется при досудебном порядке урегулирования спора зависит от конкретной ситуации, например:
Одна из распространённых ошибок – незнание такой юридической тонкости, что с 2017 года в Российской Федерации урегулирование в досудебном (а не во внесудебном порядке) является обязательным для целого ряда споров.
Так исключительно посредством досудебного, а внесудебного регулирования могут решаться споры, связанные со сделками, сопровождающимися взысканием денежных средства с взысканием денежных средств, экономические споры, которые являются результатом публичных правоотношений, включая административные, если досудебный порядок уже предусмотрен законом. Это взыскание выплат по ОСАГО, споры, связанные с пассажирскими и грузовыми перевозками, расторжение договоров найма имущества, разногласия, «привязанные» к муниципальным и государственным контрактам.
С одной стороны, само право на претензионный порядок урегулирования спора — это не просто отличная возможность, инструмент регулирования споров, но и гарантия защиты прав. Такое урегулирование позволяет в достаточно сжатый срок восстановить законные интересы и нарушенные права.
Но чтобы все прошло гладко, важно иметь определенный опыт и знать нюансы.
Например, многие знают, что составление описи вложения при отправлении почтой не обязательно. Но не учитывается, что правило работает только в том случае, если со стороны истца ответчику не отправляется иная корреспонденция.
Также сейчас чуть ли не из каждого утюга кричат о том, что претензию можно направлять по e-mail, но, увы, только кто уже имел практичный опыт досудебного урегулирования понимает, что это возможно при наличии определённой «лазейки»: она должна быть прописана в договоре. Если это не сделано, документ может быть расценен как устная претензия.
Возникают сложности и в ситуациях, когда спорных моментов несколько, каждый требует составления своей претензии. Особенно непросто, если речь идёт о нескольких задолженностях, у каждой из который свой истёкший период.
С одной стороны, чётких требований к форме передачи претензии нет, но, с другой стороны, важно быть максимально чётким и не отходить от типового документооборота.
Юристы настоятельно рекомендуют заверять претензию печатью компании, а в качестве подписи более авторитетной считается подпись первого руководителя, а не замов.
Количество экземпляров претензий должно соответствовать количеству участников спора.
Если участники спора – компании из разных стран. Одна, например, российская, вторая – латышская, то нужно, чтобы претензия была на двух языках (официальных языках этих стран).
Документы можно подать лично или заказной корреспонденцией. При этом в обоих случаях нужна их чёткая фиксация. В первом случае гарантом станет штамп о фиксации претензии, во втором – наличие уведомления, которое подтверждает факт получения.
Важно учитывать, что законодательно сроки установлены только для споров с обязательной процедурой досудебного урегулирования. Стандартный срок – 10 дней, при невозможности решить проблему с претензией в этот срок – 30 дней.
Если же досудебное регулирование касается правоотношений, которые для досудебных споров являются необязательными, то здесь сроки обозначаются на основании договора. Срок восстанавливается в разумных для обоих сторон пределах.
Увы, отказы на претензии также нередки. Если это произошло важно сразу же идти дальше и обращаться непосредственно в арбитражный суд.
В исковом заявлении прописываются те же нюансы, что и в претензии. Но дополнительно обязательно оплачивается госпошлина, и – при необходимости выполняется оценка предмета спора.
Приложением к исковому заявлению в суд является претензия. Важно, чтобы суд видел, что ответчик уже проигнорировал требованием о претензионной процедуре.
Понимание этих нюансов понимает максимально ответственно подойти к вопросу досудебного урегулирования спора в арбитражном суде.